Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 1 июня 2014 г.

Электронно Цифровая Подпись

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ) вступил в силу со дня его официального опубликования, в «Российской газете» он опубликован 08.04.2011 (№ 75). Соответственно, Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее – Федеральный закон № 1-ФЗ) признается утратившим силу, но не сразу, а только с 1 июля 2012 года.

В чем была необходимость принятия нового закона, регулирующего порядок применения электронной цифровой подписи?
По мнению некоторых представителей форумов (напрмер bankir.ru) кроме ЭЦП, которая определена в фз 1 можно использовать электронную АСП собственного "приготовления" в отрыве от требований закона N 1-ФЗ. Далее по тексту такая электронная АСП, не соотвествующая требованиям закона об ЭЦП, будет называться АСП. Так же, на возможность применения АСП указывает и практика. По терминологии, которую встречаю в договорах для клиентов - физ. лиц, следующие организации используют АСП и по сей день (2008 год - 6 лет с момента принятия закона об ЭЦП): Банк Уралсиб, Альфабанк, платежные системы E-port и Yandex-деньги и многие другие.

Федеральный закон № 1-ФЗ содержит концептуальные и техническо-юридические недостатки, которые не позволили обеспечить правовые условия, необходимые для широкого применения электронной цифровой подписи (ЭЦП) в РФ. Сегодня практически каждый человек, имеющий то или иное отношение к финансовой или предпринимательской сфере, если еще не начал использовать, то, по крайней мере, интересовался вопросом электронного документооборота с теми или иными государственными институтами исполнительной власти в нашей стране. 

В России уже повсеместно начало набирать стремительный оборот применение электронной подписи, которая в скором времени безвозвратно заменит и исключит свою предшественницу - электронно-цифровую подпись. На сегодняшний день главной и, пожалуй, основной задачей электронной подписи является идея централизованного развития электронного правительства в Российской Федерации.

Термин электронная цифровая подпись (ЭЦП) встречается во многих законах и подзаконных актах. Нормативные правовые акты предусматривают возможность использования ЭЦП в рамках отношений, которые являются их предметом регулирования. Обширность нормативных актов, в которых содержится понятие ЭЦП и которые регулируют отношения субъектов права в связи с применением ЭЦП, свидетельствует о межотраслевом характере института ЭЦП. Нормы, регулирующие отношения по использованию ЭЦП, имеют место быть в гражданском, банковском, налоговом, таможенной, пенсионном, административном и иных отраслях права.

Если обратиться налоговому законодательству, то согласно статье 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе подать декларацию, подписанную ЭЦП.
Таможенное законодательство позволяет осуществлять декларирование в электронной форме, что прямо предусмотрено Таможенным кодексом РФ (статьи 63, 132, 423).

Пункт 2 статьи Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» дает возможность работодателям подавать сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также по договорам гражданско-правового характера, в Пенсионный фонд в электронной форме при условии подтверждения юридической силы предоставленных документов ЭЦП.
Законодательство о бухгалтерском учете в Российской Федерации позволяет использовать в первичных учетных документах ЭЦП лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления (статья 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и письмо Министерства Финансов РФ от 26 мая 2004 года № 04-02-05/2/28).

Но указанные акты нельзя признать полноценными источниками права, регулирующие ЭЦП и отношения, связанные с ее использованием. Да, правовые акты МНС РФ или Таможенного комитета РФ регулируют процедуру подписания конкретных документов электронной подписью, аутентификации и подтверждения отсутствия искажения данных в ЭД. Но данные акты регулируют отношения по применению ЭЦП в конкретных правоотношениях и не носят универсальный характер. В большинстве взаимоотношения сторон по применения ЭЦП складываются в рамках гражданско-правовых отношений, и регулируются Гражданским кодексом и принятыми в соответствии с ним законами.

Первые попытки применения электронного документооборота в гражданско-правовых отношениях предпринимались в середине семидесятых годов. Правовое обоснование возможности использования ЭД опиралось на положения Гражданского кодекса РСФСР. ГК РСФСР 1964 года устанавливал для некоторых договоров, в том числе и для договоров, заключаемых на финансовом рынке, письменную форму их заключения (ст.41-48). Возможность использования систем ЭДО для заключения договоров пытались обосновать, исходя из принципа "что не запрещено, то разрешено".

В 1979 году Государственный Арбитраж СССР утвердил Инструктивные указания №И-1-4 «Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники» , которые допустили использование ЭД и признали за ними юридическую силу. Согласно Инструктивным указаниям документы, изготовленные с помощью электронно-вычислительной техники, «поскольку они содержат данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела, должны приниматься органами арбитража на общих основаниях в качестве письменных доказательств».

Комментариев нет:

Отправить комментарий