Сегодня о существовании Янтарной комнаты
www.amber.rujewell.ru
из Екатерининского дворца в Царском Селе знает абсолютное большинство грамотных людей. Однако мало кто из стоявших у истоков рождения этого чуда рук человеческих мог предположить, что Янтарной комнате уготована фантастически невероятная судьба быть в центре внимания многих поколений на протяжении трёх столетий.
О Янтарной комнате написаны сотни книг, тысячи статей и сняты десятки фильмов. Сама Янтарная комната пока не найдена, что, согласитесь, привносит в нашу историю очарование неразгаданной тайны. Конечно, результат всегда интересен, но процесс расследования ещё более увлекателен.
Ищут писатели, журналисты, режиссёры, историки, поисковики. Постепенно проблема Янтарной комнаты стала многогранной: в поиск включились политики, дипломаты, главы правительств и президенты, чиновники, полицейские, таможенники, разведчики, прорицатели и ясновидящие и, естественно, криминальные элементы.
Янтарный кабинет был задуман во время восшествия на престол прусского короля Фридриха I выдающимся мастером – архитектором и скульптором Андреасом Шлютером и первоначально предназначался для убранства одного из залов большого Королевского дворца в Берлине. Он создал проект, а для исполнения своего замысла пригласил из Дании Готфрида Вольфрама, который поначалу был руководителем резчиков. После смещения Шлютера было решено украсить янтарными панелями галерею в замке Шарлоттенбург, всеми работами стал руководить Вольфрам. Но Вольфрам запросил слишком высокую цену за свой труд, и заказ был передан более сговорчивым Эрнсту Шахту и Готфриду Турау.
Однако ни янтарный кабинет, ни галерея так и не были закончены: Фридрих I умер, а новый король Фридрих-Вильгельм I, осуждавший мотовство отца, работы прекратил. Но и в незавершенном, фрагментарном виде янтарные панели, уникальное произведение искусства начала XVIII в., представляли собой шедевр ювелирного искусства: это были мозаичные панно с удивительной красоты орнаментами в виде вензелей, картин, гербов, цветочных гирлянд, выполненных из кусочков солнечного камня различных оттенков – от светло-прозрачного до темно-желтого. Еще одна особенность – говорят, с годами цвета этих картин не менялись, хотя янтарь, как известно, обычно темнеет.
Уникальность творения немецких мастеров была и в том, что до них из этого самоцвета из-за его дороговизны делали в основном различного рода ювелирные украшения, резные кубки, вазы, шкатулки и табакерки, скульптуры и рельефы, инкрустации мебели и облицовки. Картины были созданы впервые. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба янтарного кабинета, упрятанного в берлинском Цейхгаузе, но спустя несколько лет, в 1716 году, сын Фридриха I вдруг расщедрился и преподнес сокровище в дар русскому царю Петру I, который был его гостем. Однако подарок был сделан с расчётом. Пруссия тогда нуждалась в союзничестве с могущественной Россией, недавно одержавшей верх над шведами, которые не однажды досаждали королевству набегами. Петр I не остался в долгу, подарив прусскому королю 55 русских солдат ростом более двух метров, – тот подбирал таких гигантов для своей гвардии по всей Европе. К Янтарному кабинету царь Петр интереса не имел.
Янтарная комната найдена
«Восьмое чудо света» возрождается
Небольшой городок Эссен. Здесь разместилась штаб-квартира газового гиганта Рургаз, который уже 30 лет сотрудничает с нашем Газпромом, закупая русский газ.
Господин Миддельшульте счастлив, что однажды ему пришла в голову идея вложить 3,5 млн. долларов в воссоздание Янтарной комнаты.
Ахим Миддельшульте, член правления «Рургаз АГ»:
– Я считаю, что Янтарной комнаты уже не существует. Это вопрос моей веры. Она сгорела в Кёнигсберге. И восстановление – это единственная альтернатива для сохранения Янтарной комнаты.
Но, чтобы понять, какую работу следовало выполнить, попробуем представить себе, что надо сделать, чтобы воссоздать Янтарную комнату.
У реставраторов Царского Села была всего лишь одна цветная фотография. Однако всю Янтарную комнату можно было увидеть только на довоенной фотографии. Предстояло не только вообразить её во всём многообразии цветовой гаммы, но и рассчитать конфигурацию многочисленных элементов, из которых состоят янтарные пластины. Их сотни тысяч. Каждый фрагмент имеет свой рисунок и зачастую снабжён сложным узором. Работа чрезвычайной трудности, требующая фантазии, прозорливости, высокого вкуса и просто терпения.
20 лет трудятся реставраторы, упорно продвигаясь к сияющей в конце туннеля мечте. Посмотрите, сколько труда и умения нужно, чтобы получить лишь частный результат.
Итак, для начала требуется янтарь. 6 тонн. 2/3 его уйдёт в отходы. Янтарь получают из Калининграда. Янтарь, в основном, мелкий, крупные экземпляры очень редки и идут на изготовление скульптурных фрагментов. Необработанный янтарь – цвета квашеной капусты, а в отделке Янтарной комнаты использованы десятки цветов и оттенков, которые можно получить лишь в специальных режимах, например, варить в масле. Все технологии обработки янтаря были найдены терпеливым поиском в течение десятков лет.
Итак, янтарь следует рассортировать по цвету, размеру, примерить его к тому или иному фрагменту, подогнать, нанести узор по рисунку, подложить золотистую фольгу, приклеить специальной мастикой и при этом, конечно, руководствоваться фантазией графа Бартоломео Растрелли, чтобы приблизиться к первоисточнику. И в заключение, прежде чем вставить зеркало, надо увековечить и своё имя.
На каждой панели могла бы вполне заслуженно стоять подпись Ивана Петровича Саутова – директора музея. Именно он склонил руководство Рургаза вложить деньги в завершение работы, именно он принимает высоких гостей, которые непременно хотят увидеть «восьмое чудо света». А Екатерининский дворец и сама Янтарная комната стали местом проведения встреч на высшем уровне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий